Первые советские танки

1. «Рено русский»
2. Т-16
3. Т-18 обр. 1927 г.
4. Т-18 обр. 1930 г.
5. Т-19
6. Т-18 химический
7. OТ-1
8. 1933 г.
9. Т-18М обр. 1938 г.
10. Т-18 для УР
11. Т-12
12. Т-24

 Таблица ТТХ 

Выйти

Малые танки сопровождения

1. Рено Русский

Вперед
Выйти

Назывался также «Рено выпуска Сормовского завода», «Рено с мотором «Фиат». Индексы «КС» и «М» введены в обиход в 1950-70 гг., очень условны и не соответствуют исходному названию.

Первый танк, построенный в Советской России на заводе “Красное Сормово” (г. Нижний Новгород) по типу французского танка “Рено ФТ”. Решение о производстве принято на заседании Совнаркома и Совета Военной промышленности 10 августа 1919 г. Чертежи танка изготовлены при участии инженера Калинина и французских специалистов Дем и Розье. Двигатель был изготовлен на заводе АМО по типу мотора “ФИАТ”.

Головной танк серии “Борец за Свободу тов. Ленин” был испытан 31 августа 1920 г. Полностью серия из 15 танков была сдана Броневому управлению ГВИУ в мае 1921 г. В боях танки участия не принимали. Официально сняты с вооружения в апреле 1930 г.
Все танки имели собственные имена.


2. Малый сопровождения Т-16

Вперед
Назад
Выйти

Разработка начата КБ ОАТ по инициативе С.Шукалова в 1925 г. Проект был принят в сентябре 1926 г. на заседании «танкового» совещания командования РККА, руководства ГУВП и Орудийно-арсенального треста (ОАТ).

Прототипом для Т-16 послужил итальянский танк «Фиат-3000». В проектировании приянли участие А.Микулин (двигатель), В.Заславским (трансмиссия), И.Магдесиев (ходовая часть).

Заводские испытания танка проходили в марте 1927 г., но танк не достиг запланированных характеристик. Государственные испытания Т-16, назначенные на май 1927 г., были отложены. Танк был передан в распоряжение Л.В.О., где числился учебной машиной. Вооружения танк не имел. Последние упоминания о его наличии в войсках относятся к лету 1933 г.


3. МС-1 (Т-18) обр. 1927 г.

Эталонный Т-18
Т-18 первой серии

Вперед
Назад
Выйти

Cоздан весной 1927 г. путем устанения недостатков танка Т-16. Корпус танка был удлинен, танк получил улучшенный двигатель и новые пружины подвески.

Государственные испытания проходили в Подмосковьи, в районе ст. Немчиновка 11-17 июня 1927 г. и закончились успешно. Танк был принят на вооружение под названием «Малый танк сопровождения обр. 1927 г. МС-1 (Т-18)». Серийное производство танка было начато 1 февраля 1928 г. на заводе «Большевик».

Рота танков Т-18 (9 машин) приняла участие в боевых действиях на КВЖД в ноябре 1929 г. После принятия 17-18 июля 1929 г. «Системы танко-тракторно-автоброневооружения» танк Т-18 был признан устаревшим, но до освоения выпуска нового Т-19 оставлен на вооружении РККА.


4. МС-1 (Т-18) обр. 1930 г.

Вперед
Назад
Выйти

В 1929 г. танк МС-1 был модернизирован. Он получил новый двигатель и КПП, литое ведущее колесо и гусеницу с литыми траками типа “орлиный коготь”. На танк была установлена новая башня с кормовой нишей, предназначенная для установки орудия ПС-2. Планировалась также установка радиостанции.

Несмотря на то, что танк уже не считался перспективным, он был принят на вооружение РККА «Легкий танк МС-1 (Т-18) образца 1930 г.»

Танк находился в серийном производстве на заводе «Большевик» и Мотовилихинском Машиностроительном до конца 1931 г. В 1938 г. все имевшиеся МС-1 (Т-18) были переданы на склады и в распоряжение УР.

Некоторые танки приняли участие в боях второй Мировой войны в 1941-42 гг.


5. Основной танк сопровождения Т-19

Вперед
Назад
Выйти

Разработан ГКБ ОАТ и КБ завода «Большевик» на основании требований «Системы танко- тракторно- автоброневооружения» 1929 г. Задание и ТТХ танка были получены не позднее 15 сентября 1929 г Главным конструктором по танку Т-19 был назначен С.А.Гинзбург. Задание на него было очень противоречивым, так как танк должен был быть сильно бронированным, прекрасно вооруженным, быстрым и маневренным, нести комплекс противохимического оборудования, уметь плавать и при этом иметь массу не более 7 т. при весьма низкой стоимости (чтобы обеспечить массовость выпуска).

Работы над танком затянулись из-за постоянных дополнений к проекту, диктуемых военными. Кроме того, стоимость танка по их мнению не отвечала возможности его выпуска в больших количествах (около 7000 шт. в течение трех лет). После приобретения в Великобритании документации на «Виккерс 6-тонный», работы над Т-19 были прекращены.


6. Т-18 химический

Вперед
Назад
Выйти

В декабре 1930 г. один танк Т-18 был передан в распоряжение Военно-Химуправления, где он при помощи специалистов Института Химобороны Пригородского и Калинина был оснащен выливным комплексом для заражения местности и постановки дымовых завес.

Комплекс состоял из баллона емкостью 60,5 л., в котором под давлением ок. 16 атм. находилось газообразное, или жидкое ОВ, либо дымообразующая смесь, а также распылителя с 2, 3- или 5 форсунками. Оборудование монтировалось на «хвосте танка» и весило 152 кг. Танк, снабженный комплексом мог за 8-8,5 минут заразить (задымить) участок местности протяженностью 1,6-1,7 км. Работы с танком продолжались до 1934 г.


7. Т-18 огнеметный (ОТ-1)

Вперед
Назад
Выйти

Во время создания Т-18 химического, летом 1931 г., Институт Химобороны изготовил также первый огнеметный танк, конструкция которого в определенной степени повторяла предыдущий.

Бак с огнесмесью (мазут-керосин) с баллоном сжатого воздуха монтировался также на «хвосте», а брандспойт располагался в башне на месте 37-мм орудия. Для поджига смеси использовались автомобильная свеча и доплнительная бензиновая магистраль, причем бензин подкачивал командир танка из основного топливного бака перед стрельбой.

Из-за сложностей с приводами в ОТ-1 отказались от кругового вращения башни, но это считалось нормальным. Дальность огнеметания составила 30-35 м, но могла быть увеличена путем усовершенствования конструкции огнемета. Опыты с танком проводились в течение года и были признаны удачными. Также был сделан вывод о целесообразности объединения конструкций огнеметного и химического комплексов.


8. Т-18 с ходовой частью по типу Т-26

Вперед
Назад
Выйти

В 1933 г. предпринимались попытки улучшить характеристики Т-18 путем усовешенствования его ходовой части. Для этого был создан опытный танк с подвеской и гусеничной цепью Т-26.

Испытания опытного танка начались 19 мая 1933 г., но закончились неудачно, так как новая ходовая часть создавала большую нагрузку на слабый двигатель Т-18. Кроме того, неудачное расположение передних опорных катков приводило к «утыканию» их в ленивец, что приводило к их взаимному заклиниванию. Танк был признан неудачным.


9. Т-18М обр. 1938 г.

Вперед
Назад
Выйти

В 1937 г. перед АБТУ была поставлена задача по модернизации Т-18 с целью его возможного использования в условиях современной войны. Модернизацию проводил завод № 37 им. Орджоникидзе. В танк был установлен силовой агрегат ГАЗ-М1, КПП и радиатор танка Т-38, для установки которого МТО было расширено. Дополнительно от Т-38 были заимствованы бортовые фрикционы, сдвоенные ленивцы и звездочка, служившая для предотвращения спадания зауженной гусеницы.

Для облегчения танка и уменьшения его высоты с башни была демонтирована кормовая ниша и грибообразная башенка, вместо которой появилась конусообразная крышка. Испытания показали, что характеристики танка не оправдывают вложенных в него затрат,


10. Т-18 для Укрепрайонов

Вперед
Назад
Выйти

По распоряжению Наркома обороны в 1938 г. 700 танков Т-18 и 22 танка Т-24 должны были быть переданы в распоряжение УР округов. Там машины, выработавшие свой ресурс, должны были быть использованы в качестве бронированных огневых точек. Для их вооружения использовались либо пулеметные установки ДА-2 (пулеметный бронеколпак), либо 45-мм танковые пушки обр. 1932 г. (пушечный бронеколпак). Установка 45-мм орудия в башне Т-18 была разработана в одном из проектных учреждений ОГПУ и она оказалась удачной.

На 1938-39 г. Наркомат Обороны сделал заказ на перевооружение 45-мм пушками 100 танков Т-18, находящихся в распоряжении УР Западного направления. Этот заказ выполнен не был, но в конце февраля таким образом было перевооружено около 70 танков. Вести огонь из таких танков разрешалось только с использованием дополнительного упора, или после их зарывания в землю. Такие огневые точки применялись при обороне некоторых УР новой границы.


Средние (маневренные) танки

11. Средний танк Т-12

Вперед
Назад
Выйти

Задание на проектирование получено КБ ОАТ 17 ноября 1927 г. Руководство проектированиема осуществлял С.Шукалов. Главный конструктор - В.Заславский, руководитель группы моторно-силовой установки - А.Микулин. Проект танка Т-1-12 был утвержден в июне 1928 г.

Для изготовления танка был выделен Харьковский паровозостроительный завод им. Коминтерна, где образовали танковый участок. Руководил работами по изготовлению танка М.Андриянов при участии нач. троакторного цеха В. Дудка. Ответственным исполнителем по танку на ХПЗ был назначен В.Махонин. Сборочные работы были начаты 13 октября 1928 г. Для упрощения работ корпус танка изготовляли из простого железа.

15 октября 1929 г. танк был готов, но по требованию военных, его начали капитально переделывать и только к апрелю 1930 г. танк был готов для ходовых испытаний. Псоле полугодовых испытаний танк не был принят на вооружение, так как уже был готов Т-24.


12. Средний танк Т-24

Назад
Выйти

Был создан в ходе доработок конструкции Т-12. Изготовление начато в сентябре 1929 г. сразу трех машин. В июле 1930 г. первый танк был отправлен на совместные испытания с Т-12. Осенью танк был принят на вооружение и начато его серийное производство. По планам 1930/31 гг. предусматривалось изготовление 200 танков Т-24, но было изготовлено всего 25 штук (причем один - из мягкой стали), после чего финансирование заказа было прекращено.

Большая часть изготовленных Т-24 (18 штук) несли службу в Харьковском военном округе. 2 марта 1938 г. по распоряжению Наркома вооружений 22 танка Т-24 были переданы в распоряжение УР округов для создания неподвижных бронебашенных огневых точек. К 1941 г. остался только один комплектный танк Т-24 в распоряжении НИБТполигона, но осенью 1941 г. он, видимо, был отправлен на фронт.


По данной теме можно дополнительно прочитать: