Легкие САУ поддержки

1. [ СУ-76П ]
2. [ САУ завода 37 ]
3. [ ГАЗ-71, СУ-12 ]
4. [ СУ-76М (СУ-12М) ]
5. [ СУ-С-1 (СУ-76И) ]
6. [ СУ-15, СУ-16, СУ-38 ]
7. [ СУ-76 (СУ-15М) ]
8. [ ОСА-76 (ОСУ-76) ]
[ Выйти ]

1. СУ-76П

[ Вперед ]
[ Выйти ]

    Осенью 1941 г., ввиду острого недостатка на Ленфронте осколочных выстрелов калибра 45-мм, легкие танки оказались практически небоеспособны против полевых укреплений противника. По просьбе Военного Совета Фронта, ОГК НКТП предложил схему перевооружения танков Т-26 и БТ танковой пушкой КТ калибра 76-мм, некоторое количество которых, демонтированных с танков Т-28, имелось на предприятиях Ленинграда.

    Уже в октябре 1941 г. первая САУ на шасси Т-26, вооруженная 76-мм пушкой КТ на тумбовой установке вышла на испытания в районе Пулково, которые были признаны удачными. Решением Военного Совета Ленфронта САУ была запущена в производство в цехах эвакуированного завода № 174.

    САУ получила индекс СУ-76. В 1943 году, чтобы не было путаницы с новой серийной машиной с тем же индексом, эта САУ в документах НКТП начала именоваться СУ-76П ("полковая").


2. Штурмовая САУ поддержки завода 37

Штурмовая САУ
в о дворе завода 37

[ Вперед ]
[ Назад ]
[ Выйти ]

    Работы по созданию САУ начаты по приказу НКТП от 3 марта 1942 г. В конструкции использованы стандартные узлы шасси танков Т-60 и грузовых автомобилей ГАЗ.

    Опытный образец поступил на испытания в мае 1942 г, но ни шасси ни артсистема (пушка ЗИС-3Т) программу испытаний не выдержали.

    ГОКО рекомендовал продолжить работы в данном направлении, однако уже и использованием узлов танка Т-70. Но начавшееся немецкое наступление на Сталинград заморозило работы по подобным САУ на полгода.


3. ГАЗ-71, СУ-12

САУ ГАЗ-71 СУ-12 завода 38

[ Вперед ]
[ Назад ]
[ Выйти ]

    19 октября 1942 г. по ходатайству ГАУ РККА Государственный Комитет Обороны принял решение № 2429сс о разработке и подготовке серийного производства «артиллерийских самоходов» всех необходимых калибров.

    Ответственными исполнителями по «штурмовым САУ» и истребителям танков были назначены Коломенский завод № 38 им. Куйбышева и ГАЗ им. Молотова

    В ноябре 1942 г. завод № 38 и ГАЗ представили на испытания первые образцы «штурмовой САУ», вооруженной 76-мм дивизионной пушкой ЗИС-3Ш ("штурмовая") на шасси с параллельно спаренными двигателями, работающими на общий вал. Машина горьковчан имела индекс ГАЗ-71, а машина завода № 38 - СУ-12.

9 декабря 1942 г. приемочная комиссия составила акт, согласно которому образец ГАЗ-71 был назван не отвечающим требованиям технического задания и не обладающим надлежащей надежностью. Машина же СУ-12 была рекомендована для принятия на вооружение под индексом "штурмовая самоходная пушка поддержки пехотных и танковых подразделений СУ-76". Серийное производство САУ началось официально с 1 января 1943 г.


4. СУ-76М (СУ-12М)

СУ-76М (СУ-12М)

[ Вперед ]
[ Назад ]
[ Выйти ]

    С самого начала войсковой эксплуатации СУ-76 (СУ-12) начались массовые случаи выхода из строя коробок передач. Это происходило из-за невозможности синхронизации работы двух параллельно спаренных двигателей ГАЗ-202 на общий вал. Возникавшие крутильные колебания проявлялись в режиме самой нагруженной 2-й скорости КПП. 21 марта 1943 г. производство СУ-12 было приостановлено до выяснения путей возможного устранения дефектов.

    В апреле 1943 г. в Кирове состоялись испытания машины СУ-12М, отличавшейся от прежней рядом уовершенствований. Между моторами и КПП были установлены две пружинные упругие муфты, а между двумя главными передачами на общем валу - фрикционная проскальзывающая муфта. Моторы дополнили подмоторными амортизаторами. Принятые меры несколько снизили аварийность главных передач СУ-12М, но совершенно ее не устранили.

    Тем не менее, в мае 1943 г. было пущено производство СУ-12М и они начали поступать в войска под индексом СУ-76М. Именно эти машины участвовали в боях на Курской Дуге.


5. СУ-С-1 (СУ-76И)

СУ-С-1 (СУ-76И)

[ Вперед ]
[ Назад ]
[ Выйти ]

    После обнаружения конструктивного дефекта СУ-76 (СУ-12), от НКТП потребовалось найти срочное решение по выполнению заказа на САУ поддержки к летней кампании 1943 г.

    Наиболее разумным показалось предложение А.Каштанова о производстве САУ на шасси трофейных танков. За основу была взята конструкция самоходной 122-мм гаубицы СГ-122, уже прошедшей испытания на Гороховецком полигоне.

    В немного измененнную боевую рубку СГ-122 вместо гаубицы М-30 было установлено специальное самоходное орудие С-1, созданное на базе танковой пушки Ф-34. 6 марта 1943 г. опытный образец новой САУ вышел на заводские испытания.

    Серийное производство САУ велось на заводе 37 с 1 мая по 1 октября 1943 г. Всего изготовлены 201 машина.


6. СУ-15, СУ-16, СУ-38

СУ-15 СУ-16 СУ-38

[ Вперед ]
[ Назад ]
[ Выйти ]

    К лету 1943 г. КБ ГАЗ и КБ завода 38 предложили улучшенные варианты СУ-76. Проект Горьковского завода ГАЗ-74А предполагал использование использование отечественного ЗИС-16Ф, ЗИС-80, или импортного дизеля «Гиберсон» мощностью 110 л.с., а вооружение из 76-мм пушки С-1. Однако в срок этот проект выполнен не был. Завод № 38 спроектировал и изготовил сразу три САУ СУ-15, СУ-16 и СУ-38, в которых в качестве силового агрегата предполагалось использование спаренного мотора ГАЗ-203 от танка Т-70 и вооружение из 76-мм пушки С-15 (СУ-15).

    СУ-15 представляла собой корпус и ходовую часть СУ-12, но оснащенные последовательно спаренной двигательной установкой ГАЗ-203 с новой компоновкой воздухоотводящих каналов, новым размещением радиатора и орудием СУ-15. Боевая рубка имела несколько большие размеры, чем боеотсек СУ-12, так как в ней размещался радиатор и проходил воздуховод двигателя.
    СУ-16 отличалась применением полной базы серийного Т-70 (двигатель, трансмиссия и ходовая часть). Боевая рубка в ней была открытой сверху. Из-за малой длины корпуса командир в боевых условиях мог находиться в рубке только сидя.
    СУ-38 была подобна СУ-16 (также использовались шасси и силовая установка Т-70), но отличалась увеличенной до 45 мм толщиной брони при полностью закрытом смещенном вперед боевом отделении. Это было сделано для улучшения распределения нагрузки на опорные катки и нижнюю ветвь гусеницы. Командир также располагался «верхом на двигателе», сидя правым боком вперед.

    Проведенные в июле 1943 г. испытания показали, что для ведения огня наиболее удачна СУ-16, но размещение экипажа в ней неудачно. СУ-15 и СУ-38 оказались перетяжеленными, что привело к быстрому выходу из строя опорных катков.


7. СУ-15М (СУ-76)

СУ-76 (СУ-15М)

[ Вперед ]
[ Назад ]
[ Выйти ]

    После проведения совместных испытаний СУ-15, СУ-16 и СУ-38, было принято решение по разработке САУ на базе СУ-15, но с более тонкой броней и открытым сверху боевым отделением (как СУ-16).

    Предьявленная на госиспытания 23 августа 1943 г. новая самоходная установка, получившая индекс СУ-15М, была принята на вооружение взамен СУ-12М под индексом СУ-76. Подчеркиваю, что СУ-15М имела войсковой индекс СУ-76, а не СУ-76М.

    Поскольку все основные агрегаты САУ (двигатель, орудие, трансмиссия) выпускались в Горьком, а танки Т-70 постепенно снимались с производства, головным предприятием по изготовлению СУ-76 был назначен ГАЗ. Но серийное производство новых боевых машин началось здесь только с 1 октября 1943 г.


8. ОСА-76 (ОСУ-76)

ОСА-76 (ОСУ-76)


[ Назад ]
[ Выйти ]

    Летом-осенью 1943 г. Артуправление Советской армии в условиях начавшегося наступления на советско-германском фронте выдвинуло концепцию перевода всей общевойсковой артиллерии на самодвижущиеся лафеты. Этот проект в недрах ГАУ получил условное название «ОСА» (Общевойсковая Самоходная Артиллерия).

    «ОСА» отнюдь не является предшественником, или развитием семейства СУ-76, но представляет абсолютно самостоятельный класс артиллерийских систем, предназначенных для использования в составе общевойсковых соединений. Проектом предполагалось создание следующих самодвижущихся орудий:

  • ОСА-76 — самодвижущаяся 76-мм дивизионная пушка частичного бронирования;
  • ОСА-57 — самодвижущаяся 57-мм противотанковая пушка частичного бронирования;
  • ОСА-23 (или ОСА-12) — самодвижущийся 23-мм (12,7-мм) зенитный автомат частичного бронирования.

    Ответственным исполнителем по проекту «ОСА» на гусеничном лафете был назначен завод № 38 НКТП. ОСА-76 представляла собой малоразмерную машину массой менее 3500 кг с двигателем ГАЗ-ММ, вооруженную 76-мм орудием ЗИС-3. Ходовая часть ОСА собиралась из стандартных узлов ходовых частей танков Т-60 и Т-70, экипаж составлял 3 человека. Броневая защита ОСА-76 соответствовала толщине штатного щита орудия ЗИС-3 (6-мм) и защищала расчет от простых путь и легких осколков. Испытания завершились благоприятно и ОСА-76 была рекомендована для принятия на вооружение, однако ввиду отмены реализации концепции общевойсковой самоходной артиллерии, серийное производство САУ развернуто не было.



Продолжение следует