Штурмовые танки

1. Sturmpanzer II
2. StuIG 33B
3. Brummbar
4. Sturmpanzer 38
5. Sturmmorser "Tiger"
6. Sturmhaubitze

 Таблица ТТХ 

Выйти

1. 15 cm sIG 33 Auf Fargestell PzKpfw II (Sf)

Вперед
Выйти

В течение 1941 года основой германских бронетанковых войск являлись танки PzKpfw III и штурмовое орудие StuG III, вооруженное 75-мм пушкой. Этого считалось достаточно, пока вермахт вел преимущественно быстрые наступательные операции. Но к осени 1941 года положение изменилось. Восточный фронт остановился, опоясавшись глубоко эшелонированными линиями обороны, нашпигованными противотанковой артиллерией. Теперь для взламывания хорошо зарытых в землю позиций советских войск требовались хорошо забронированные мобильные артсистемы большого калибра.

Самоходные 150-мм орудия sIG 33 на шасси PzKpfw I довольно архаичной конструкции, не отвечали требованиям командования вермахта к штурмовым САУ прорыва, как не отвечали этим требованиям и распространенные штурмовые орудия StuG III. В техническом задании на проектирование новых САУ они получили условное название «штурмовые танки». Причем интересно отметить то, что некоторые из этих машин так и не были отнесены к классу «штурмовой танк» в официальном названии артсистемы.

Одна из первых САУ, соответствовавших техзаданию на штурмовые танки, была создана на базе ходовой части легкого танка PzKpfw II Ausf C. 150-мм орудие sIG 33 разместили в лобовом листе, сильно сместив центр тяжести системы вниз. Машина получилась достаточно легкой и устойчивой, хотя и несколько неудобной для работы экипажа. В ходе войсковых испытаний выявилась также перегруженность ходовой части, и поэтому вскоре после начала производства этих артсистем, ходовую часть усилили, введя дополнительный опорный каток и увеличив ширину корпуса. В таком виде эта машина, получившая название «15 cm sIG auf Fahrgestell Pz II / Sturmpanzer II» была выпущена малой серией на фирме Alkett. Правда уже в ходе испытаний было отмечено недостаточное бронирование машины, ограничивающее ее применение непосредственно в боевых порядках пехоты и танков.
Все изготовленные штурмовые танки этого типа были отправлены в Африку. На Восточном фронте проходили войсковые испытания только два прототипа.

2. SturmInfanterieGescutz 33B

Вперед
Назад
Выйти

Инициатором создания штурмового танка нового типа выступил в конце 1941 г. доктор Ф. Порше, занимавший до 1944 г. пост председателя "танковой комиссии" рейхсминистерства вооружения и боеприпасов. Он предложил изготовить на базе шасси основного танка PzKpfw III боевую машину, вооруженную 150-мм орудием, установленным в цельнобронированной рубке.

Несмотря на малый интерес к САУ господ из Управления вооружений (Heereswaffenamt), под давлением Ф. Тодта фирма Alkett в начале 1942 г. начала проектирование прототипа такой САУ. Контрактом предусматривалось изготовление в течение 1942 г. опытной серии из 24 таких САУ при сдаче первых 12-ти до окончания июня. Самоходы получили название "SturmInfanterieGeschutz 33" (StuIG 33), или "Sturmpanzer 33". Но только осенью с началом боев в Сталинраде изготовление САУ пошло быстрыми темпами. Первое подразделение, оснащенное StuIG 33, прибыло под Сталинград в октябре 1942 г. и зарекомендовало себя самым лучшим образом. Но из 24 машин там было потеряно 16. Оставшиеся САУ применялись на Курской Дуге и в боях за Днепр в составе 22-й танковой дивизии.

3. Sturmpanzer IV "Brummbar"

Вперед
Назад
Выйти

В октябре 1942 г. Гитлер отдал приказ о начале производства 150-мм штурмовой САУ на шасси танка PzKpfw IV, ставшего к этому времени основным. Новая самоходная артсистема была разработана фирмами Alkett (бронекоробка) и Nibelungen (шасси) с учетом опыта работ над StuIG 33. В начале 1943 г. САУ вышла на испытания и была принята на вооружение под названием "15 cm Sturmpanzer IV, Brummbar (Медведь-ворчун, Гризли), SdKfz 166". Серийным выпуском этих боевых машин с мартьа 1943 г. и до конца войны занималась фирма "Deutsche Eisenwerke".

По сравнению с предшественниками в новом штурмовом танке была еще более усилена броневая защита, толщина которой в лобовой части была доведена до 100 мм. Однако в первых образцах оборонительный пулемет был изъят, так как считалось, что их прикрытием от вражеской пехоты должны заниматься панцергренадеры.

Первые САУ поступили на фронт в апреле 1943 г. и приняли участие в Курской битве в составе 656-го противотанкового полка. Здесь выяснилась необходимость дополнения штурмового танка оборонительным пулеметом, который был установлен на крыше (на манер штурмовых орудий). В ходе совершенствования конструкции САУ в ней была упрощена боевая рубка, установлен дополнительный вентилятор и оборонительный пулемет в шаровом яблоке лобового листа. В них также была несколько усилена ходовая часть так как масса машины превысила 30 тн.

4. 15 cm sIG 33/2 auf Jagdpanzer 38

Вперед
Назад
Выйти

В середине 1944 г. на фирме ВММ производились два вида шасси: «Jagdpanzer 38» («Хетцер») и «GW 38» («Мардер» и «Бизон»). Это усложняло производство, обслуживание и ремонт различных боевых машин в войсках. Решение о снятии с вооружения истребителя танков Marder III Ausm M не решало проблемы, так как этот же тип шасси использовался в производстве очень нужной войскам 150-мм САУ поддержки Bison. В то же время слабое бронирование «Бизона» ограничивало области его применения и он нуждался в лучшей защите.

Осенью 1944 г. ОКН принимает решение о разработке бронированного штурмового 150-мм орудия sIG 33 на шасси «Jagdpanzer 38» (Хетцер). Проект САУ и опытный образец построили довольно быстро. В качестве базы для его изготовления использовали «Bergerpanzer 38», в боевом отделении которого вместо лебедок и такелажного оборудования разместилось орудие sIG 33/2, дополнительно прикрытое спереди и боков броневыми листали толщиной 15-10 мм. После испытаний новая САУ была отнесена к разряду «штурмовых танков» и принята на вооружение.

В конце ноября 1944 г. заказ на изготовление этих штурмовых танков был передан, видимо, на фирму «Алкетт», где их изготовили заново в количестве 24 штук и еще 7 машин было переделано из ремонтных «Хетцеров».


5. Sturmmorser "Tiger" "Штурмтигр"

Вперед
Назад
Выйти

Этот штурмовой танк интересен не только в плане использованного шасси, но и артсистемы. Уникальность его вооружения состояла в том, что впервые в сухопутной САУ был применен реактивный миномет (или мортира) столь большого калибра. Этот "пускатель ракет" (Raketenwerfer 61 L/5,4) калибром 380-мм (вес ракеты - 345 кг, макс. дальность стрельбы - 5500 м.), был разработан для нужд германского флота. Однако флот отказался от него и фирма "Рейнметалл" предложила миномет Управлению Вооружений сухопутных войск.

Летом 1943 г. фирма "Алкетт" выполнила проект установки миномета на шасси "Фердинанда", но ввиду отказа от его дальнейшего выпуска проект был переделан под шасси танка "Тигр". Прототип нового штурмового танка был показан А.Гитлеру 20 Октября 1943 г. и привел его в восторг. Под названием "38 cm Panzermorser, Sturmtiger (Штурмтигр) Ausf E" машина была принята на вооружение и ее производство (точнее - переделка из серийных "Тигров") началось в августе 1944 г. на фирме "Алкетт". До конца войны в Германии было выпущено 18 "Штурмтигров", некоторые из которых были не вполне комплектными.

Боевой дебют этой САУ имел место при подавлении Варшавского восстания. Позднее "Штурмтигры" эпизодически применялись против Англо-американских и советских войск в составе 1000., 1001. и 1002. специальных рот.


6. Штурмовые гаубицы

Назад
Выйти

В 1942 г., когда на поля сражения вышла новая модификация StuG III Ausf F, вооруженная длинноствольной 75-мм пушкой, и наиболее пригодная для борьбы с вражескими танками, ОКХ принял решение о начале выпуска новой САУ поддержки, вооруженной легкой полевой 105-мм гаубицей.

Контрактом, заключенным Управлением вооружения вермахта с фирмой Alkett, предусматривалось изготовление в течение 1942 года пробной серии из 12 таких артсистем, несущих в качестве основного вооружения 105-мм гаубицу leFH 18 L/28. До окончания года было изготовлено 9 машин и еще 3 в январе 1943 г. В качестве базы в них использовали ходовую часть и бронирование StuG III Ausf F. Опыт был признан удачным, и в марте 1943 года началось массовое производство штурмовых гаубиц, получивших название Sturmhaubitze 42 (Sd Kfz 142/2), использовавших в качестве базы ходовую часть и боевую рубку StuG III Ausf F/8 и StuG 40 Ausf G.

Штурмовая гаубица StuH 42 несла в качестве основного вооружения 105-мм гаубицу StuH 42 L/28 (длина ствола 2940 мм) фирмы Rheinmetall-Borsig, имевшую 32 нареза. В ней по сравнению со 105-мм пехотной гаубицей LeFH 18 была применена оригинальная компоновка противооткатных устройств, изменен затвор м введен новый дульный тормоз. Поскольку в конце войны все немецкие САУ были ориентированы в основном на борьбу с танками, в боекомплекте, состоящем из 36 выстрелов находились большое количество бронебойных (6-12 шт) и кумулятивных (6-12 шт) снарядов. Необходимо отметить, что большинство StuH 42 имели двухкамерный дульный тормоз, но некоторые машины выпущенные уже в конце 1944 года, дульного тормоза не имели.

По данной теме можно дополнительно прочитать:
М.Свирин «Sturmgeschutz III»,
серия «АРМАДА» №3, ЭкспринтНВ, 1995 г.
Приложение к журналу М-Хобби