ПОЛИГОН № 1/2000, стр. 14
TOP SECRET!
БРОНЕКАТЕР? НЕТ - ПОПЛАВОК!
("СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО!")

Перевод трофейной документации фирмы "Братья Заксенберг"


Перейти в    конец  ] , [  оглавление  ] , [  назад  ] 

Бронекатер?

Многих исследователей и любителей истории бронетанковой техники всегда волновал вопрос: «Почему фашистская Германия не строила в 1935-1945 гг. специальных плавающих танков?» Некоторые из них склонны винить в этом отставание немецкой конструкторской мысли; другие считали, что имеющийся в наличии понтонно-мостовой парк мог обеспечить наведение переправ в кратчайшее время и потому – де плавающие танки не были нужны, а некоторые, делая далеко идущие выводы, считали отсутствие таких танков чуть ли не признаком оборонительной доктрины применения танков в планируемой войне.
Тем не менее, работы по созданию плавающих танков в Германии велись очень интенсивно. Еще в двадцатые годы были созданы тяжелые танки, названные в целях конспирации мирным именем «Большой трактор», умеющие плавать, несмотря на свою внушительную массу. Но в 1937 г., Управление вооружений сухопутных войск (Heereswaffenamt) сочло изготовление специальных дорогостоящих плавающих танков, имеющих к тому же ограниченные боевые возможности, нецелесообразным. Для оснащения вермахта в 1939 г. была выбрана иная концепция преодоления водных рубежей танковыми подразделениями. Для этого все легкие танки (а также некоторые PzKpfw III) должны были быть оборудованы быстросъемными мореходными поплавками, а средние и тяжелые иметь возможность преодолевать водные преграды по дну. Но если о последних известно немало, то первые незаслуженно остались «в тени», тем более что успехи «Блицкрига» и первой фазы «Барбаросса» отменили необходимость массового производства таких «плавунцов». А к концу 1941 г. фактически прекратили свое существование и сами легкие танки, как полноценные боевые единицы.
Вашему вниманию предлагается дословный перевод документации и фабричные чертежи на поплавок для танка PzKpfw II фирмы «Братья Заксенберг» (Gebr. Sachsenberg), а также фотографии, сделанные на испытаниях этой интересной машины в 1940 г. Документы были любезно предоставлены нам Г.Петровым и С.Нетребенко. Чтобы подчеркнуть историческую ценность документа, его текст дается в дословном переводе с максимально возможным сохранением стиля и без исправления ошибок в тексте. На следующих страницах Вы можете прочитать эту «совершенно секретную» и абсолютно неизвестную для наших любителей информацию.


СЕКРЕТНО!!!
Сбрасываемый поплавок для PzKpfw II (9 to.)
Перевод с немецкого М.Казьмина

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Фиг 1.
   Мысль сделать танк плавающим можно считать столь же старой, как и сам танк. Появилась она, по понятным причинам, в связи с попытками сделать это подвижное средство атаки пригодным к форсированию водных преград.
   Предшествующие разработки показали, что главным противником плавающего танка является не огонь, а вода.
   Поставленная перед нами задача требовала, таким образом, создания плавсредства для состоящих в войсках танков, которое отвечало бы следующим требованиям:
1.) Как можно более высокая скорость на плаву:
   Может быть достигнута силой собственного мотора, если высокое сопротивление танка плаванию будет значительно снижено соответствующей формой поплавка. Известные решения предлагают главным образом плавсредства, частями надеваемые на обе стороны, лоб и корму танка. Сопротивление движению в воде при таком способе остается очень высоким из-за большой ширины при относительно малой длине и еще более увеличивается из-за плохих, с кораблестроительной точки зрения, малообтекаемых форм ходовой части, лба и кормы танка. На плаву такие плавсредства развивают лишь незначительную скорость, едва справляющуюся с сильным течением в реке или прибоем у берега.
   Прогресс в этом направлении достигнут в нашем решении через применение цельного плавсредства, придающего танку обтекаемую форму настолько, насколько позволяют условия движения на суше.

Фиг 2.
2.) Простой монтаж поплавка:
   По возможности должен производиться только экипажем танка, без применения специального инструмента, особых кранов, домкратов и тому подобного.

   Наше решение предусматривает монтаж поплавка в несколько мгновений, для чего лишь 1 член экипажа должен покинуть танк.    3.) Надежный сброс поплавка без препятствий для движения танка:
   При выходе на берег танк должен быстро и безопасно сбросить свои поплавки, без остановки для этого своего движения, чтобы полностью использовать тактический момент неожиданности. Наше решение полностью отвечает этому требованию, поскольку танк, двигаясь, поднимает свой поплавок настолько, что может беспрепятственно из-под него выехать.
   4.) Наименьшая ширина плавсредства и гладкие формы для движения на суше:
   Поскольку непосредственно перед своим применением плавсредство, укрепленное на танке, должно проезжать по узким дорогам, его ширина не должна значительно превышать ширину нормального танка. Ширина также ограничена требованиями к перевозке железнодорожным транспортом.

Фиг 2.
   Наше решение полностью удовлетворяет данному требованию и сверх того обеспечивает простое перемещение поплавка на местности размещением его на одноосной тележке.
Технические данные:

Длина максимальная 9600 мм
Ширина максимальная со снятыми подпорками(для ж/д транспорта) 3100 мм
Ширина максимальная с подпорками 3400 мм
Дорожный просвет 400 мм
Количество водонепроницаемых отсеков поплавка 17
Вес поплавка, готового к использованию 1300 кг
Вес тележки 300 кг
Скорость на плаву в зависимости от глубины до 12,5 км/ч
Высота в метацентре 1,5 м
Серийное производство:

   Производство поплавка может быть налажено на любом предприятии, приспособленном к обработке листов алюминиевого сплава. Наилучшим образом для этого приспособлены мастерские, изготавливающие поплавки для гидросамолетов.
   Для изготовления механических частей, подпорок и т. д. могут быть задействованы любые мастерские, хотя бы в какой-то степени пригодные к работе со сварными стальными листовыми конструкциями. Объемы токарных работ незначительны.

Фиг 2.
   Для изготовления приводных систем пригодны исключительно специализированные предприятия, принимая во внимание то, что наряду с цилиндрическими они могут изготовлять и конические, а лучше спиральные шестерни. Относящиеся к этому требования к точности соответствуют принятым в танкостроении.
   Для изготовления гребных винтов пригодна любая специализированная литейная мастерская.

Фиг 2.
   Приблизительное количество рабочих часов для изготовления одного поплавка, рассчитанное для серийного производства не менее 25-50 штук:
   1.) На изготовление поплавка ок. 5000 часов
   2.) На изготовление механических частей, подпорок, креплений и т. д. ок. 1000 часов
   3.) На изготовление приводов и гребных винтов ок. 1500 часов
   Всего: ок. 7500 часов
   Предполагается, что применение соответствующих приспособлений, как при сборке, так и изготовлении деталей, сэкономит около 15-20% рабочих часов.
   Затраты материалов составят, при неблагоприятных условиях производства, приблизительно:
   1.) Алюминиевый сплав — водостойкий, листы 0,5-3 мм, трубы, профили и заклепки 1500 кг
   2.) Сталь и железо, прокатные изделия, нелегированные 1000 кг
   3.) То же, легированные 100 кг
   4.) Литейный чугун 50 кг
   5.) Бронзовое или стальное литье (для винтов) 100 кг
   6.) Резина (Буна) 60 кг
   Приведенное количество материалов может быть, особенно по позициям 1 и 2, существенно сокращено, так как большая часть полученных отходов пригодна к повторному использованию.

Фиг 2.
   Как следует из прилагаемой схемы маскировки 37 177 В 00/1, поплавок может выдаваться за понтон для перевозки и затопления тяжелых каменных или железобетонных блоков для гидротехнических сооружений. Поэтому возможно наладить производство замаскированных таким или подобным образом поплавков на занятых территориях, также при этом механические части и приводы, включая винты, могут изготавливаться отдельно. Сборка займет совсем немного времени и в таком случае может быть налажена в армейских арсеналах или даже непосредственно в войсках. Установка креплений на самом танке не составит затруднений путем использования соответствующих шаблонов, и может производиться в местах изготовления танков.
   Из вышеизложенного следует, что производство можно наладить при условиях, облегчающих сохранение тайны.
   Описание поплавка:
   Поплавок состоит главным образом из плоского понтона, имеющего в средней части прямоугольный вырез, каковой соответствует наибольшим длине и ширине танка. Надлежащие крепления, установленные на лобовой и кормовой части танка и соответственно на передней и задней стенке прямоугольного выреза поплавка, позволяют простым способом соединять танк и поплавок. Высота поплавка выбрана таким образом, чтобы в нижней части оставался достаточный для ходовой части танка просвет, а в верхней части были обеспечены применение оружия и обзор из танковой башни.
   Для сброса после выхода на берег поплавок имеет две подпорки, которые отпираются водителем танка путем использования разрывающегося каната и своими передними лопатообразными концами заглубляются в грунт. Благодаря этому, вследствие дальнейшего движения танка передняя часть поплавка поднимается, а задняя опускается на землю, пока танк, автоматически отцепляющийся от поплавка в момент его подъема, не сможет беспрепятственно выехать из-под поплавка. Этот способ сброса может применяться на полном ходу и длится, в зависимости от скорости передвижения, от 0,5 до 1,5 секунды.

Фиг 2.
   Самодвижение укомплектованного плавсредства в воде обеспечивается двумя независимыми гребными винтами, приводимыми в действие гусеницами танка. Управление проводится системой управления танка, останавливающей одну иди другую гусеницу и соответственно винт. Поплавок дополнительно оборудован рулем, позволяющим маневрировать без использования танкового управления.
   Для погрузки и передвижения поплавка, не закрепленного на танке, служит подводимая под него двухколесная тележка, соединяемая с поплавком стандартными ремнями. Помещенное в носовой части тележки дышло делает поплавок с тележкой одноосным прицепом, пригодным к буксировке любым тягачом или самим танком со скоростью, в зависимости от дорожных условий, до 80 км/ч.
   Присоединение поплавка перед движением по воде происходит в порядке, обратном его сбросу, путем въезда танка задним ходом в поднятый поплавок.
   Съем поплавка с тележки проводится подобно способу сброса, так как подпорки сбрасываются укрепленным на движущемся вперед танке канатом.

Автор напоминает, что при использовании материалов данной публикации, ссылка на нее обязательна.

(C) ПОЛИГОН, 2000 г.


Перейти в    начало  ] , [ приложения ] , [  оглавление  ] , [  назад  ]